Серкова Юлия: Александр Куприн и лошади

Юлия СЕРКОВА Для многих Куприн – это классик мировой литературы, однако перед любителями лошадей он предстает не только как замечательный автор, но как историк, знаток и ценитель конного дела. Его рассказы отличаются не только увлекательным сюжетом и живым художественным слогом, но содержат бесценную информацию о целой эпохе отечественного коннозаводства. Огонь, вода и медные трубы Александр Куприн любил русскую природу, много писал не только о «временах и нравах», но и о братьях наших меньших – собаках, кошках, птицах и, конечно же, лошадях, которые фигурируют во многих повестях автора и как главные, и как второстепенные герои. Произведения Куприна были основаны на рассказах друзей, газетных заметках и собственном опыте. По своему характеру Александр Куприн должен был стать не писателем, а кем-то другим: отчаянным авиатором, цирковым артистом или вообще конокрадом. На все эти буйства его толкала горячая татарская кровь. Например, в сорок три года писатель вдруг начал учиться плаванию у чемпиона мира Л. Романенко, поднимался на воздушном шаре, опускался в водолазном костюме на морское дно, а со знаменитым спортсменом и авиатором И. Заикиным летал на самолете «Фарман». Тем не менее судьба распорядилась иначе, и Россия узнала о Куприне как о замечательном, талантливом авторе. От первого лица Первый рассказ Куприна «Последний дебют» был опубликован 3 декабря 1889 года в журнале «Русский сатирический листок». Получив гонорар – десять рублей (по тем временам огромная для молодого автора сумма) – Куприн купил матери ботинки за девять рублей, а сам на радостях на оставшийся рубль помчался в манеж поездить верхом. Друг Куприна, поэт Константин Батюшков вспоминал: «Однажды в деревне, в Новгородской губернии, возвращались мы из какой-то поездки к соседям верхами. Подъезжая к усадьбе, я заметил потраву: чья-то лошадь забралась в овес. Я спешился, чтобы прогнать лошадь, но Александр Иванович подхватил ее за челку и привел в дом. Сел на нее верхом, заставил подняться по ступеням балкона и, как капризный ребенок, настоял, чтобы ее оставили ночевать в доме, и привязал около своей кровати. «Я хочу знать, когда и как лошадь спит, — говорил он, — хочу с ней побыть». Интересно, что на другой день повторилась такая же история, но приведена была другая лошадь. Куприн за ней ухаживал, кормил, поил и решился прекратить свои опыты лишь тогда, когда его спальня пропиталась запахом конюшни. Куприн обожал все, что связано с лошадьми, поэтому, проживая в Париже, постоянно посещал бега и скачки, что нашло отражение в его произведениях, например, «Париж домашний». Дочери писателя, Ксении, любовь к животным передалась по наследству: она вспоминает, что в доме у них жили куры, утки, гуси, кошки, козы, собаки и лошади. На одной из редких фотографий маленькая Ксюша сидит верхом вместе с отцом. Судьба играет человеком Куприн обожал весь мир, связанный с лошадьми, поэтому, проживая в Париже, постоянно посещал бега и скачки, что нашло отражение во многих его произведениях, например, «Париж домашний». Автор поднимает тему скачек и описывая судьбу «маленького человека». Так, в рассказе «Удод» скромный служащий, случайно попав на бега, ставит деньги на самую слабую и жалкую лошадь, которая всегда приходит к финишу последней, однако на этот раз происходит невероятное, и она оказывается победительницей. Герой получает огромную сумму, но, как говорится, «судьба играет человеком» - в трамвайной давке у него крадут выигранные деньги, и он снова превращается в жалкого бедняка. Тема тотализатора, где наиболее ярко проявляется власть случая, звучит также в рассказах «Система», «Рассказ пегого человека», и т. п. Между молотом и наковальней Образ лошади встречается в тридцати (!) рассказах писателя. В основу произведения «Изумруд» (1907 год) положен эпизод из жизни рысака, ставшего победителем бегов, но оказавшегося жертвой человеческих интриг. Изумруд погибает вследствие коварства, алчности, корыстолюбия людей, но до последнего продолжает им верить. Во время заезда он внимательно слушает команды наездника и принимает еду из рук своего убийцы, несмотря на то, что интуитивно подозревал неладное, «чувствовал к нему непонятный ужас». Он искренне тянется к людям, но не всегда встречает понимание. В своем рассказе Куприн противопоставляет жестоких людей и беззащитных животных, и животные оказываются неизмеримо чище, выше и порядочнее. Возможно, эта история, рассказанная человеком, прозвучала бы банально, но повествование от лица Изумруда, не осознающего до конца человеческую логику и мотивы, толкающие людей на преступление против ни в чем не повинного рысака, трогает до слез. История в мастях и лицах Для многих Куприн – это классик мировой литературы, однако перед любителями лошадей он предстает не только как замечательный автор, но как историк, знаток и ценитель конного дела. Его рассказы отличаются не только увлекательным сюжетом и живым художественным слогом, но содержат бесценную информацию о целой эпохе отечественного коннозаводства. Так, например, в серии рассказов Александра Куприна «Рыжие, гнедые, серые, вороные...» вскрывается целый пласт уникальной российской культуры коннозаводства на рубеже XIX и XX веков. «Это история русского коневодства и коннозаводства, это история русского рысака от старинных великих орловцев Сметанки и Барса до чистокровных и чистопородных хреновских, наконец, до нынешней метизации голубой орловской крови с сухой и терпкой кровью американского рысака; это история великих охотников рысистого бега». В этом произведении писатель размышляет о том, какой должна быть беговая лошадь, и каким должен быть наездник – фактически, это настоящее пособие для тех, кто хочет преуспеть в рысистом деле, и, конечно, здесь опять звучит неиссякаемая любовь автора к лошадям всех возрастов и мастей. Чистые душой А. И. Куприну удалось создать такие произведения, в которых лошади стали олицетворением не только красоты и грации, но также «неиспорченности», чистоты и добра. Автор писал о животных с большой нежностью. Перед читателем они всегда предстают отзывчивыми, наивными, непосредственными, все понимающими, но не умеющими выразить свою мысль словом. Куприн задумывался даже о создании целой книги, посвященной исключительно животным, но успел претворить свои планы в жизнь. Тем не менее он оставил нам, читателям, богатое литературное наследство. Нам остается только с благодарностью и вниманием пользоваться этим сокровищем. Давайте не будем забывать своих классиков, ведь они могут нас очень многому научить! Источник: http: //www.goldmustang.ru/magazine/heroes/people/1151.html - © 2014 goldmustang.ru

Серкова Юлия: Александр Куприн и лошади 

Для многих Куприн – это классик мировой литературы, однако перед любителями лошадей он предстает не только как замечательный автор, но как историк, знаток и ценитель конного дела. Его рассказы отличаются не только увлекательным сюжетом и живым художественным слогом, но содержат бесценную информацию о целой эпохе отечественного коннозаводства.

Огонь, вода и медные трубы

«временах и нравах», но и о братьях наших меньших – собаках, кошках, птицах и, конечно же, лошадях, которые фигурируют во многих повестях автора и как главные, и как второстепенные герои. Произведения Куприна были основаны на рассказах друзей, газетных заметках и собственном опыте. По своему характеру Александр Куприн должен был стать не писателем, а кем-то другим: отчаянным авиатором, цирковым артистом или вообще конокрадом. На все эти буйства его толкала горячая татарская кровь. Например, в сорок три года писатель вдруг начал учиться плаванию у чемпиона мира Л. Романенко, поднимался на воздушном шаре, опускался в водолазном костюме на морское дно, а со знаменитым спортсменом и авиатором И. Заикиным летал на самолете «Фарман». Тем не менее судьба распорядилась иначе, и Россия узнала о Куприне как о замечательном, талантливом авторе.

Первый рассказ Куприна «Последний дебют» был опубликован 3 декабря 1889 года в журнале «Русский сатирический листок». Получив гонорар – десять рублей (по тем временам огромная для молодого автора сумма) – Куприн купил матери ботинки за девять рублей, а сам на радостях на оставшийся рубль помчался в манеж поездить верхом. Друг Куприна, поэт Константин Батюшков вспоминал: «Однажды в деревне, в Новгородской губернии, возвращались мы из какой-то поездки к соседям верхами. Подъезжая к усадьбе, я заметил потраву: чья-то лошадь забралась в овес. Я спешился, чтобы прогнать лошадь, но Александр Иванович подхватил ее за челку и привел в дом. Сел на нее верхом, заставил подняться по ступеням балкона и, как капризный ребенок, настоял, чтобы ее оставили ночевать в доме, и привязал около своей кровати. «Я хочу знать, когда и как лошадь спит, — говорил он, — хочу с ней побыть». Интересно, что на другой день повторилась такая же история, но приведена была другая лошадь. Куприн за ней ухаживал, кормил, поил и решился прекратить свои опыты лишь тогда, когда его спальня пропиталась запахом конюшни. Куприн обожал все, что связано с лошадьми, поэтому, проживая в Париже, постоянно посещал бега и скачки, что нашло отражение в его произведениях, например, «Париж домашний». Дочери писателя, Ксении, любовь к животным передалась по наследству: она вспоминает, что в доме у них жили куры, утки, гуси, кошки, козы, собаки и лошади. На одной из редких фотографий маленькая Ксюша сидит верхом вместе с отцом.

Судьба играет человеком

«Париж домашний». Автор поднимает тему скачек и описывая судьбу «маленького человека». Так, в рассказе «Удод» скромный служащий, случайно попав на бега, ставит деньги на самую слабую и жалкую лошадь, которая всегда приходит к финишу последней, однако на этот раз происходит невероятное, и она оказывается победительницей. Герой получает огромную сумму, но, как говорится, «судьба играет человеком» - в трамвайной давке у него крадут выигранные деньги, и он снова превращается в жалкого бедняка. Тема тотализатора, где наиболее ярко проявляется власть случая, звучит также в рассказах «Система», «Рассказ пегого человека», и т. п.

Между молотом и наковальней

«Изумруд» (1907 год) положен эпизод из жизни рысака, ставшего победителем бегов, но оказавшегося жертвой человеческих интриг. Изумруд погибает вследствие коварства, алчности, корыстолюбия людей, но до последнего продолжает им верить. Во время заезда он внимательно слушает команды наездника и принимает еду из рук своего убийцы, несмотря на то, что интуитивно подозревал неладное, «чувствовал к нему непонятный ужас». Он искренне тянется к людям, но не всегда встречает понимание. В своем рассказе Куприн противопоставляет жестоких людей и беззащитных животных, и животные оказываются неизмеримо чище, выше и порядочнее. Возможно, эта история, рассказанная человеком, прозвучала бы банально, но повествование от лица Изумруда, не осознающего до конца человеческую логику и мотивы, толкающие людей на преступление против ни в чем не повинного рысака, трогает до слез.

История в мастях и лицах

– это классик мировой литературы, однако перед любителями лошадей он предстает не только как замечательный автор, но как историк, знаток и ценитель конного дела. Его рассказы отличаются не только увлекательным сюжетом и живым художественным слогом, но содержат бесценную информацию о целой эпохе отечественного коннозаводства. Так, например, в серии рассказов Александра Куприна «Рыжие, гнедые, серые, вороные...» вскрывается целый пласт уникальной российской культуры коннозаводства на рубеже XIX и XX веков. «Это история русского коневодства и коннозаводства, это история русского рысака от старинных великих орловцев Сметанки и Барса до чистокровных и чистопородных хреновских, наконец, до нынешней метизации голубой орловской крови с сухой и терпкой кровью американского рысака; это история великих охотников рысистого бега». В этом произведении писатель размышляет о том, какой должна быть беговая лошадь, и каким должен быть наездник – фактически, это настоящее пособие для тех, кто хочет преуспеть в рысистом деле, и, конечно, здесь опять звучит неиссякаемая любовь автора к лошадям всех возрастов и мастей.

А. И. Куприну удалось создать такие произведения, в которых лошади стали олицетворением не только красоты и грации, но также «неиспорченности», чистоты и добра. Автор писал о животных с большой нежностью. Перед читателем они всегда предстают отзывчивыми, наивными, непосредственными, все понимающими, но не умеющими выразить свою мысль словом. Куприн задумывался даже о создании целой книги, посвященной исключительно животным, но успел претворить свои планы в жизнь. Тем не менее он оставил нам, читателям, богатое литературное наследство. Нам остается только с благодарностью и вниманием пользоваться этим сокровищем. Давайте не будем забывать своих классиков, ведь они могут нас очень многому научить!